Что такое электронная регистрация права собственности?
Современный способ установления права собственности – электронная регистрация операций с объектами недвижимости. С помощью данной операции есть возможность оформить акт купли-продажи, обмена или получения в дар недвижимого имущества. В этом случае проставление подписей сторон происходит в онлайн, тогда как при обычной сделке требуется обязательное присутствие продавца и покупателя (или их официальных представителей) оффлайн.
Теперь больше нет необходимости лично обращаться в МФЦ или Росреестр – зашифрованные документы по безопасным каналам отправляются в соответствующие органы. При этом функции по передаче данных, удостоверении сделки могут выполнять такие организации:
- Агентства по работе с недвижимостью;
- Застройщики;
- Банки;
- Нотариальные конторы.
Если возникла необходимость провести сделку с недвижимостью в электронном виде, то следует заранее направить уведомление об этом в выбранный орган регистрации. Заполненное заявление передается через МФЦ или Ростреестр. Для подписи документов в личном ноутбуке или компьютере потребуется определенная программа.
Есть возможность приобретать удаленно недвижимость на первичном рынке, и не только. При этом данная процедура будет иметь аналогичную юридическую силу, как и та, которая проведена привычным способом – при личном присутствии и заполнении документов в бумажном формате.
Удобство такого способа оформления, прежде всего в том, что нет необходимости личного посещения инстанций. Таким образом, сделку могут оформлять лица, территориально расположенные в различных регионах страны. Например, житель Ставропольского края хочет приобрести квартиру в Московском округе. Для этого ему достаточно заполнить и подписать договор о долевом участии (с помощью посредника или на своем домашнем компьютере), при этом находясь у себя дома. Все необходимые документы передаются через интернет для регистрации в Росреестре по фактическому местонахождению квартиры.
Что необходимо для подготовки к данной сделке
Первоначальный этап одинаковый как для онлайн, так и для удаленной сделки. Покупатель выбирает понравившийся объект. Затем покупатель и продавец обсуждают цену и детали проведения оплаты: будут ли применяться жилищные сертификаты, материнский капитал, ипотечное кредитование, способ передачи наличных средств. А также важно уточнить сроки вселения в новое жилье.
Перед регистрацией смены собственника участникам сделки необходимо удостовериться в том, что у них есть активная электронная цифровая подпись (сокращенно ЭЦП). Она выступает полным аналогом подписи, которой обычно заверяют бумажные формы документов.
При этом существует усиленный вариант квалифицированной цифровой подписи. Данный вариант понадобиться для проведения сделок по оформлению купли-продажи и других действий с недвижимым имуществом. Именно эта подпись является равнозначным аналогом собственноручной подписи. Квалифицированную ЭЦП можно оформить за 4000-5000 рублей.
Какие документы следует оформлять при подготовке к удаленной покупке недвижимости:
- Паспорта участников сделки;
- СНИЛС (данный номер потребуется также указывать в заявлении);
- Договор купли-продажи (либо договор участия в долевом строительстве);
- Технический и кадастровый номер паспорта;
- Выдержки из реестра прав собственности;
- Документ, подтверждающий право собственности продавца;
- Справка о зарегистрированных по адресу жилья, подлежащему продаже;
- Согласие второго супруга на оформление сделки (для недвижимости, приобретенной в браке);
- Кредитный договор (в случае оформления ипотеки).
Следует учитывать еще один важный нюанс. Право на владение продаваемым имуществом должно быть зарегистрировано в электронном реестре недвижимого имущества. Объекты, купленные до 1998, скорее всего такой записи не имеют. Если произошла подобная ситуация, то рекомендуется сделать следующее. Подать в Росреестр заявление о необходимости внести сведения государственную базу данных. После этого можно осуществлять акт передачи имущества.
Онлайн регистрация проходит быстро – не более 5 рабочих дней. При этом зачастую документы приходят в более короткий срок. В таком случае на оформление сделки понадобится всего несколько часов. На оформление стандартной сделки тратится более недели.
Сибирская Строительная Компания имеет более чем двадцатилетний опыт на рынке недвижимости. Мы ежегодно вводим в эксплуатацию тысячи квадратных метров жилого фонда, коммерческих площадей, подземных паркингов, предоставляя различные услуги по сделкам с недвижимостью.
Наша миссия – подарить новые краски жизни в вашем новом доме.